Изобразительные средства языка
ТРОПЫ (троп – употребление слова или выражения в переносном значении)
Гипербола – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Пример: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский)
ФУНКЦИИ ГИПЕРБОЛЫ И ЛИТОТЫ (см. ниже):
–Эмоциональное воздействие на читателя;
–Придание речи выразительности;
–Усиление художественного впечатления
–Создание каких-либо ярких необычных образов
–Источник юмора, средство насмешки
Ирония – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.
Пример: Гвоздин, ХОЗЯИН ПРЕВОСХОДНЫЙ*,
Владелец нищих мужиков
(А. Пушкин)
Литота – художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Пример:
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с НОГОТОК!
Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.
Пример:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег
(С. Есенин )
ФУНКЦИЯ: придание речи особой выразительности и эмоциональности
Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия и т.д.)
Пример:
И вы, МУНДИРЫ ГОЛУБЫЕ*,
И ты, послушный им народ.
(М. Лермонтов)
Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность метафоры.
Пример:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора
(ф. Тютчев)
ФУНКЦИЯ: создание эмоционально-выразительных образов.
Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Пример:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает УТРО ГОДА*.
(А. Пушкин)
Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.
Пример:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгуз, и друг степей калмык
(А. Пушкин)
Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Пример:
Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов)
Сравнение может оформляться
– с использованием сравнительных союзов (как, словно, будто, как будто);
– сочетанием глаголов с существительным в творительном падеже
– сочетанием существительного с прилагательным в сравнительной степени (например, под ним струя светлей лазури)
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Пример:
Отговорила роща ЗОЛОТАЯ*
БЕРЕЗОВЫМ ВЕСЕЛЫМ* языком
(С. Есненин)
ФУНКЦИИ ЭПИТЕТОВ И СРАВНЕНИЙ: способствуют образному описанию или изображению предметов, признаков, качеств, действий.
*Выделенными обозначаются слова, непосредственно имеющие отношение к тому или иному виду тропа. Если конкретно выделенных фрагментов в приведенном примере нет, то это означает, что предложение целиком относится к данному виду тропа.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи)
Анафора – единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
Пример:
ЛЮБЛЮ тебя, Петра творенье,
ЛЮБЛЮ твой строгий, стройный вид.
(А. Пушкин)
ФУНКЦИИ: единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивающей основную мысльтекста.
Антитеза – Противопоставление (использование антонимов)
Пример:
Что ищет он в СТРАНЕ ДАЛЕКОЙ,
Что кинул он в КРАЮ РОДНОМ?
ФУНКЦИИ:
– Придание речи особой остроты и выразительности;
– Достижение эмоциональности речи;
– Показ героя, обстановки, событий во всей их противоречивой сложности
– Использование антонимов помогает показать поноту охвата описываемых явлений, широту пространственных и временных границ (например, учил с утра до ночи, шли с запада на восток).
Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность.
Пример:
Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А. Пушкин)
ФУНКЦИИ: Придает фразе динамику
Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.
Пример: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)
ФУНКЦИИ: придание речи выразительности и усиление эмоциональности
Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.
Пример:
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступням
(А. Пушкин)
Индивидуально-авторские неологизмы – новые слова, созданные автором и употребленные им однажды. Их нет в языке, они не отражены в словарях.
ФУНКЦИИ: создание яркого, необычного, емкого по смыслу образа.
Контекстные синонимы.
Пример: В этом году в лесах неурожай белых. Бровики буквально попадаются на каждом шагу. (белые и боровики – синонимы обычные)
Мое внимание привлек какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус. (Шар и кактус не являются синонимами, но в данном случае они контекстуальные синонимы).
Лексический повтор –намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
Пример: Казалось, все в природе уснуло: спасла трава, спали деревья, спали облака.
ФУНКЦИИ:
– выделение в тексте ключевого слова, на значение которого необходимо обратить внимание читателя
– усиление художественнго впечатления.
Многосоюзие – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк.
Пример:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи
(А. Пушкин)
ФУНКЦИИ: придает предложению плавность, замедленность
Неполные предложения.
ФУНКЦИИ:
— Помогают избежать повторов;
— Придают речи динамичность и эмоциональность.
— Показывают резкую смену событий.
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.
Пример:
…С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
(С. Есенин)
ФУНКЦИИ: дает художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях.
Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
ПРИМЕР: У Анны стряслась беда. Большая. Случилось это давно. Оченьдавно.
Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, целью усиления выразительности речи.
Пример: Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их МЕРТВЫЕ ТРУПЫ.
Риторический вопрос – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.
Пример:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где отпустишь ты копыта?
(А. Пушкин)
Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.
Пример:
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
(А. Блок)
Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.
Пример:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М. Лермонтов)
ФУНКЦИИ (риторического вопроса, восклицания, обращения): привлечь внимание, эмоционально воздействовать на читателя.
Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф)
Пример:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла
(А. Блок)
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Пример:
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
(М. Цветаева)
Эпифора – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз, подчеркивающее какую-нибудь мысль.
Деточка, все мы немножко ЛОШАДИ,
Каждый из нас по-своему ЛОШАДЬ
(В. Маяковский).
Источник
Найти средства выразительности в стихотворении В.В.Маяковского «Необычайное приключение. »
Текст:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!
Источник
Cредства выразительности
Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.
1. Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною. (А.Пушкин)
2. Мело, мело по всей земле
Во все пределы. (Б.Пастернак)
3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов)
4. Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)
5. Весенний и тлетворный дух. (А.Блок)
1. И наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет. (А.Пушкин)
2. Уж вечер. Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)
3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)
4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома. (Н.Гоголь)
5. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой. (Н.Языков)
1. Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)
2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)
3. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок)
4. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)
5. О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин)
1. Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари. (С.Есенин)
2. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат. (С.Орлов)
3. В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)
4. Нужны мне разом
Юг и север,
Восток и запад,
Лес и степь;
Моря и каменные горы,
И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский)
5. И только сбруя золотая
Всю ночь видна. Всю ночь слышна. (А.Блок)
1. Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)
2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)
3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)
4. Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши. (И.Крылов)
5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)
1. На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин)
2. Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)
3. И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак)
4. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. (М.Лермонтов)
5. И воск слезами с ночника
На платье капал. (Б.Пастернак)
а) Гипербола;
1. Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)
2. Так вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова)
3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)
4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)
5. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)
1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)
2. И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)
3. Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин)
4. Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)
5. Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям)
1. Как ночи Украйны
В сиянии звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)
2. В темной роще на поляне
Плачет смехом бубенец. (С.Есенин)
3. Эх, суконная, казенная
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая,
Кому не дорога! (А.Твардовский)
4. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. (М.Цветаева)
5. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная. (Н.Некрасов)
1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)
2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)
3. И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком. (С.Есенин)
4. Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б.Пастернак)
5. Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь. (Басе)
1. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек,
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете. (А.Блок)
2. Голос безгласия;
Чтоб он молчаньем
Славу пел мою. (К.Бальмонт)
3. Война – жестче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова. (А.Твардовский)
4. Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин)
5. Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)
г) параллелизм, анафора, эпифора,
1. За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова.
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин. (А.Пушкин)
2. Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)
3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)
4. Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)
5. Мне грустно. оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)
1. Ты, брат, – это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия. (А.Твардовский)
2. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)
3. Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)
4. Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)
5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов)
1. Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна. (М.Исаковский)
2. Старик с морозца вносит в дом
Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов)
3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,
Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)
4. Собирались на работу ночью. Читали
Донесенья, справки, дела.
Торопливо подписывали приговоры.
Зевали. Пили вино. (М.Волошин)
5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак)
г) лексический повтор;
1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:
Лета и лица. Мысли. Каждый случай,
Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак)
2. Око зрит – невидимейшую даль,
Сердце зрит – невидимейшую связь.
Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева)
3. Но степь поет. (И.Бунин)
4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)
5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)
1. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)
2. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха. (А.Чехов)
3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов)
4. Пусть громы небо потрясают,
Злодеи слабых угнетают,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин)
5. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)
1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,
Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,
Если я позову Тебя, стоны услышишь,
А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям)
2. Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин)
3. Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)
4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)
5. Вся жизнь, ненужно изжитая.
Пытала, унижала, жгла. (А.Блок)
1. Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)
2. О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле. (А.Блок)
3. Шепот ли, шорох иль шелест –
Нежность, как песни Саади. (С.Есенин)
4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)
5. Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит;
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит. (А.Пушкин)
1. Таскали – то кирпичик, то полено,
То бревнышко. И прятались. (А.Блок)
2. Снег, словно мед ноздреватый,
Лег под прямой частокол. (С.Есенин)
3. Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадает зуб на зуб. (В.Маяковский)
4. Дрожат на люстрах огоньки.
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева)
5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)
1. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)
2. На улице, шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти. (Б.Пастернак)
3. Мы – из Вильяма Шекспира
Два стиха. (М.Цветаева)
4. Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В.Маяковский)
5. Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин)
1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.Грибоедов)
2. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов)
3. И на известку колоколен невольно крестится рука. (С.Есенин)
4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)
5. Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы. (А.Пушкин)
1. Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок. (М.Лермонтов)
2. И раб судьбу благословил. (А.Пушкин)
3. Придет шарманщик хмурый,
Заплачет на дворе.
О той свободной доле,
Что мне не суждена. (А.Блок)
4. Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)
5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)
1. Младший сын был ростом с пальчик –
Как тебя унять,
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,
Я дурная мать. (А.Ахматова)
2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю. (М.Цветаева)
3. В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез. (Басё)
4. Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)
5. Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)
1. Одноэтажные дома,
Где однодумы-генералы
Свой коротают век усталый,
Читая «Ниву» и «Дюма». (О.Мандельштам)
2. Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова)
3. И путешествия ему,
Как все на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин)
4. Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога. (А.Блок)
5. Легче весеннего дуновения
Прикосновение
Пальцев тонких. (М.Кузмин)
1. Морозные белые пальмы
На стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)
2. И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной?
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова)
3. Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин)
4. Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж.
Королева играла в башне замка Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин)
5. И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев)
г) лексический повтор;
1. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн)
2. Пусть уснет океан на песке и щебне.
Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс)
3. Как чудеса твои прекрасны,
Кудесница любви, весна! (М.Кузмин)
4. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор. (К.Бальмонт)
5. В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов)
г) анафора, параллелизм;
1. Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева)
2. Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)
3. Больной, усталый лед,
Больной и талый снег. (Д.Мережковский)
4. Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин)
5. Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)
1. Подруга думы праздной, чернильница моя;
Мой век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин)
2. Летят они, написанные наспех,
Горячие от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)
3. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн)
4. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь)
5. Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)
1. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н.Гоголь)
2. Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер)
3. Было горе, будет горе,
Горю нет конца,
Да хранит святой Егорий
Твоего отца. (А.Ахматова)
4. Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева)
5. Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус)
1. Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист. (А.Фет)
2. Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза,
Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза! (М.Цветаева)
3. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)
4. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)
5. Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз. (Ю.Трифонов)
б) анафора, эпифора;
г) метонимия, метафора;
Задание 1: 1 – г, 2 – б, 3 – в, 4 – д, 5 – а.
Задание 2: 1 – д, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – в.
Задание 3: 1 – в, 2 – б, 3 – г, 4 – а, 5 – д.
Задание 4: 1 – г, 2 – в, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 5: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 6: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 7: 1 – д, 2 – а, 3 – г, 4 – б, 5 – в.
Задание 8: 1 – б, 2 – а, 3 – д, 4 – г, 5 – в.
Задание 9: 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 10: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 11: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 12: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 13: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – б, 5 – в.
Задание 14: 1 – г, 2 – д, 3 – б, 4 – а, 5 – в.
Задание 15: 1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – в.
Задание 16: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 17: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 18: 1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – в.
Задание 19: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 20: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 21: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – г.
Задание 22: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в.
Задание 23: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – д, 5 – б.
Задание 24: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – в, 5 – б.
Задание 25: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 26: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – д.
Задание 27: 1 – в, 2 – д, 3 – г, 4 – б, 5 – а.
Задание 28: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 29: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – д, 5 – г.
Задание 30: 1 – в, 2 – б, 3 – д, 4 – г, 5 – а.
Источник